Новые стандарты обеспечат прослеживаемость компонентов воздушных судов
Приказами Росстандарта утверждены национальные стандарты ГОСТ Р 59002-2020, ГОСТ Р 59003-2020, ГОСТ Р 59004-2020, направленные на создание системы прослеживаемости компонентов воздушных судов.
ГОСТ Р 59002-2020 «Идентификация и прослеживаемость изделий авиационной техники. Основные положения»,
ГОСТ Р 59003-2020 «Символы штрихового кода на изделиях авиационной техники. Состав и формат данных»,
ГОСТ Р 59004-2020 «Радиочастотные метки на изделиях авиационной техники. Состав и формат данных»
распространяются на изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты и их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их компоненты и комплектующие изделия) и устанавливают положения в области состава технологий и средств автоматической идентификации компонентов воздушных судов на основе штриховых кодов и радиочастотных меток и обеспечения прослеживаемости компонентов воздушных судов с применением технологий автоматической идентификации в системах управления жизненным циклом продукции.
Прослеживаемость продукции является одним из важнейших элементов обеспечения качества, безопасности применения, противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции. На основе применения эффективной системы прослеживаемости продукции определяются методы обеспечения и контроля аутентичности продукции и документов, а также оценки рисков, связанных безопасностью продукции, и мер противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции.
Многие изготовители продукции сталкиваются с ростом числа подделок и других противоправных действий в отношении своей продукции. Для защиты от фальсификаций и контрафакта компании все шире используют средства аутентификации, приспособленные к их собственным потребностям. При этом важно установить требования к эффективности средств аутентификации, предназначенных для противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции на национальном и международном уровнях.
Внедрение стандартов будет способствовать повышению эффективности контроля аутентичности изделий авиационной техники, созданию автоматизированной системы прослеживаемости компонентов воздушных судов от производства до утилизации, созданию системы противодействия обороту фальсифицированных и контрафактных изделий авиационной техники, автоматизации логистических операций в цепях поставок, а также повышению качества эксплуатации, послепродажного обслуживания изделий за счет автоматизации информационных операций с изделиями в процессах технического обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и других работ с изделиями авиационной техники.
Стандарты разработаны Союзом авиапроизводителей России и ФГУП «ГосНИИАС» в рамках деятельности технического комитета по стандартизации № 323 «Авиационная техника» (ТК 323) и вводятся в действия с 1 января 2021 года.
Разработка стандартов в области системы защиты от фальсификации и контрафакта ведётся на системном уровне уже на протяжении ряда лет. Так, 2019 году был принят ряд стандартов на методы контроля аутентичности. В 2021 году планируется продолжить разработку стандартов, направленных на создание системы прослеживаемости материалов. Разработка будет осуществляться на площадках профильных технических комитетов по стандартизации с участием всех заинтересованных сторон.
Источник: Росстандарт